История мемориального конвоя

Начиная рассказ о «Полярном конвое», сплотившем русских, английских, американских, канадских и норвежских моряков, которые участвовали в конвоях во время Второй мировой войны, следует прежде всего вспомнить о том, что происходило около 75 лет назад.

Британский эсминец, сопровождающий конвой.

«Дервиш» — так именовался первый союзный конвой, прибывший в советский порт в мае 1941 года. Тогда к Архангельску пришло 6 транспортов с оружием из союзных стран и девять английских кораблей охранения. На причалы выгрузили бомбы, мины, каучук, шерсть и 15 контейнеров, в которых находились британские истребители «Харрикейн». Всего две тысячи миль, или меньше двух недель, занимал переход союзных конвоев из портов Британии и Исландии до Мурманска или Архангельска.

 

Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, нашпигованные германскими подводными лодками да еще в условиях постоянной угрозы с воздуха!

Ведь максимум полчаса требовалось самолетам Люфтваффе, чтобы, поднявшись с аэродромов Северной Норвегии, нанести свой смертельный удар. Как итог, в процентном отношении потери здесь превосходили потери Атлантических конвоев почти в восемь раз!

Неудивительно, что союзники именовали этот маршрут не иначе как “холодный угол ада”. Но он был не только опасным, но и самым коротким, что в критический для период войны оказывалось решающим фактором.

Вслед за “Дервишем” в СССР отправилась целая серия конвоев… 27 июня 1942 года из Рейкьявика вышел самый печально известный в истории войны конвой PQ-17, 4 июля силами противника корабли были частично уничтожены или рассеяны, и еще целый месяц оставшиеся на плаву добирались в порты Архангельска и Мурманска.

PQ-17 — это трагедия, унесшая жизни, но не надежды. Из тридцати шести судов двадцать четыре были уничтожены, а вместе с ними — сто тысяч тонн военных и продовольственных грузов (кстати, этих поставок хватило бы для того, чтобы вооружить целую армию или спасти Сталинград, как отмечают английские моряки); 300 военных погибли или попали в плен.

Всего за годы войны в Архангельск и Мурманск пришло 42 союзных конвоя. При этом более 100 судов были потоплены. Наша страна потеряла в конвоях свыше 30 тысяч человек, союзники — 5 тысяч. В историю совместных действий союзников вписано немало славных страниц.

Чего стоит, к примеру, одна только операция по устранению “постоянной головной боли Адмиралтейства” — германского линкора “Тирпиц”. Ее успех был обусловлен не только мастерством английских летчиков, взлетевших с аэродрома Ягодник под Архангельском, но и советскими силами обеспечения.

В том числе данными воздушной разведки, вследствие чего командующий авиацией Северного флота генерал-лейтенант Георгий Дзюба стал командором ордена Британской империи. Бывшие союзники продолжают встречаться, свято храня традиции военных лет. Вспоминает ветеран арктических конвоев — секретарь лондонской секции британского клуба “Русский Конвой” Гордон Лонг- участник так называемых “капельных” рейсов в наши северные порты на борту транспорта “Эмпайр Скотт”.

В таких походах транспорты шли без охранения. А значит, и потери оказывались значительней. “Из 13 транспортов, вышедших из Англии летом 1942 года, три возвратились сразу. Пять погибло в пути.

Мы, да ещё четыре судна добрались до России. Все отправились в Архангельск, а “Скотт” разгружался в Мурманске. Жуткое впечатление. Скалы со следами снега в июле! Трубы сожженных домов там, где когда-то был город и беспрерывные воздушные налеты… Уже 30 декабря отправились домой в составе конвоя RA.51. На “Эмпайр Скотт” расположился штаб коммодора конвоя, что не помешало нам 11 января того же года благополучно бросить якорь в Лох-Ю…” Такой вот ветеранский юмор… Несмотря на солидный возраст, Гордон частенько бывает в России, являясь главным координатором международных связей своего клуба.

Другому британскому ветерану — командиру турбинной группы крейсера “Тринидад” лейтенанту Раймонду Боллу везло никак не меньше. “Шли в охранении конвоя PQ.13, — вспоминает он — Кинули жребий с моим другом кому идти на нижнюю вахту в отсек N. Выпало ему. Именно в эту ночь при отражении атаки германских эсминцев крейсер “Тринидад” стал жертвой… собственной торпеды. По горькой иронии торпеда угодила как раз в злополучный отсек. Друг погиб. Судьба… Немного подремонтировались в Мурманске. А 15 мая 1942-го на переходе в Штаты для капремонта налетели “гунны” (по-нашему “фрицы” — С.А.). Начался жуткий пожар. Капитан приказал покинуть корабль, а наш эсминец “Мэтчлесс” добил крейсер торпедами…” Эрику Роберту (Бобу) Аллену повезло. Корабль «Оушен Фридом» (Ocean Freedom), на котором он служил мичманом в конвое PQ-17, сумел дойти с боями до Архангельска. От этого рейса у Боба осталось немало впечатлений: уцелев в страшной битве, молодой британец попал в совсем незнакомую страну, представления о которой были далеко не положительными. Однако на берегу Боб не увидел ни медведей, ни двухголовых чудовищ, как предполагал, а вполне дружелюбных русских людей, и понял, что эти моряки разделяли с англичанами и американцами те же опасности и трудности. И несмотря на официальное неодобрение такой интернациональной дружбы, она существовала и иногда заканчивалась браком между молодыми англичанами и русскими девушками.

Начиная с января 1942 года в Мурманск стали регулярно приходить конвои в составе от 8 до 16-19 транспортных судов. Впервые 17 января 1942 года в составе конвоя пришло американское судно. Впоследствии их удельный вес неуклонно увеличивался. В первые дни 1942 года из-за отсутствия механизмов основная часть работ проводилась вручную. К авральной круглосуточной работе на 40-градусном морозе при постоянных налетах вражеской авиации ежедневно в порту работало до 2500 человек, треть которых составляли женщины. Нечеловеческими усилиями горожан порт стал разгружать более крупные, чем предполагалось конвои. Со своей стороны противник предпринял все возможное, чтобы сорвать движение конвоев.

Мурманск стал подвергаться почти ежедневным бомбардировкам. Прибывшие суда подвергались опасности и гибли во время разгрузки в порту. Так, во время налета вражеской авиации 3 апреля 1942 года получили прямые попадания и затонули 3 иностранных судна. На совещании 13 апреля 1942 года Гитлер потребовал полностью парализовать движение конвоев в море и на подходах к русским портам. Март-июнь 1942 года были самым трудным периодом в работе Мурманского порта.

Налеты вражеской авиации разрушили город и порт, но порт продолжал работать. Не хватало кранов для разгрузки судов. В связи с этим еще в январе 1942 года Военный совет Северного флота обратился в Главный морской штаб о положении дел с разгрузкой заграничных транспортов в Мурманске. Не хватало подъемных средств, от чего страдали и боевые корабли флота – нечем было поднимать перископы, пушки, грузить аккумуляторы и т.д. также отмечалось слабое прикрытие порта с воздуха.

Приходилось находить неординарные решения этих проблем. После того, как во время очередного авианалета затонул единственный плавкран, И.Д.Папанин буквально выпросил в одного американского парохода тяжеловесную грузовую стрелу (45 т), ее демонтировали и установили на п/х «Кама» — получилось крановое судно, проработавшее всю войну.

А вскоре при содействии руководителя британской миссии военно-транспортных перевозок в составе конвоя PQ 15 и PQ 16 пришли из Англии два крановых судна « Empire Bord » и « Empire Elgar », работавшие поочередно то в Мурманске, то в Архангельске до августа 1944 года. Всего за декабрь 1941 года – июнь 1942 года несмотря на все трудности Мурманский порт принял 113 судов, 407388 т различных грузов и отправил на экспорт 41137 т. С началом навигации грузопоток пошел на Архангельск и Молотовск, более удаленные от фронта порты, а после разгрома конвоя PQ -17 союзники сделали перерыв.

Несмотря на остановку конвоев, большие человеческие жертвы, потери транспортных судов с грузами и боевых кораблей, северный маршрут сыграл крайне важную роль по доставке в СССР очень важных военно-стратегических грузов на первом этапе войны. Риск был оправдан скоростью прохождения вооружения на советский фронт в самый тяжелый для страны период.

За это время через северные порты было отправлено 964 тыс. тонн вооружения, материалов и продовольствия или 61% всех грузов, доставленных в СССР от союзников. Через Архангельск и Мурманск до июля 1942 года было доставлено 2314 танков, 1903 самолета,

Вторая мировая закончилась.

На смену ей пришла не менее жестокая холодная война, потому что именно она попыталась разъединить людей, которых сплотила сама жизнь.

Все же с наступлением гласности в СССР прежнее недоверие постепенно исчезло. А вместе с этим нахлынули воспоминания о былом и желание снова встретиться.

Так Боб Аллен решил установить связь с бывшими участниками конвоя PQ-17. Он разослал объявления в различные местные газеты морских портов, в том числе и в вестник Королевского флота.

Результат превзошел все ожидания, так как откликнулось очень много людей. На состоявшейся организационной встрече было решено принимать в создающийся клуб не только ветеранов PQ-17, но также участников всех других конвоев (в общей сложности было проведено 42 конвоя в одну сторону и столько же обратно из Союза, всего было задействовано 1440 кораблей).

Так возник клуб «Русский конвой». С самого начала клуб столкнулся с проблемой. Не все члены могли регулярно собираться в одном месте, по этой причине были организованы местные отделения клуба и основан журнал «Арктический дозор» (Arctic Lookout), который получают все ветераны «Русского конвоя» 3-4 раза в год.

Другой проблемой стало то, что в Британии ветераны редко надевают форму, и тогда в качестве отличительных знаков члены клуба стали носить белые береты (белый цвет — символ арктического льда, как объясняют они).

Благодаря этим мерам о клубе стали узнавать во всех уголках света, теперь количество людей, вступивших в клуб, перевалило за три тысячи. Первым шагом для сближения русских и английских ветеранов по инициативе М. С. Горбачева стало награждение ветеранов Полярных конвоев юбилейной медалью в честь 40-летия Победы, это произошло в 1985 году.

По некоторым причинам не все ветераны получили награды, но стараниями Боба конфликт был благополучно разрешен. Однако правительство Ее Величества долго не давало разрешения на ношение медали. Позже ветеранов наградили медалью в честь 50-летия Победы.

Вторым, и, наверное, самым крупным шагом к сближению стали первые российско-британские военно-морские учения «Дервиш» (Dervish — название первого военного конвоя, пришедшего в Союз), во время которых завязалось много дружеских отношений. Впоследствии королева решила почтить память погибших в союзных конвоях: в 1997 году в соборе Святого Павла в Лондоне был установлен памятный знак, который гласит: «В память трех тысяч мужчин и женщин, отдавших жизни в арктической кампании 1941-1945 в конвоях в Россию и из нее. Мы будем их помнить». Знак поместили на очень почетном месте: между могилами адмирала Нельсона и герцога Веллингтона. Последним важным делом Роберта Аллена стало открытие мемориального камня 11 сентября 1999 года на берегу Кольского залива. В 1991 году в Мурманске и в Архангельске впервые состоялись совместные торжества, посвященные юбилею первого союзного конвоя “Дервиш” или PQ-17. С успехом прошел и его 60-летний юбилей в 2001-м.

К сожалению, сформировать символический конвой на этот раз не удалось. Количество топлива, отпускаемое кораблям российского флота, позволило выделить лишь один сторожевик. И с британской стороны в морском параде принял участие один фрегат. Зато высокое дипломатическое представительство отражало весь национальный спектр стран-участников антигитлеровской коалиции. А на сцене знаменитого Мариинского театра состоялась премьера канадской оперы-реквиема “Конвой PQ-17”.

В журнале «Арктический дозор» на последней странице расположена рубрика «пересекли черту», где из номера в номер публикуются списки почивших ветеранов.

В 2000 году Боб пересек черту.

Но его дело живет: встречаются русские и английские моряки, вспоминают былое. Потому что к этому их призывал Роберт Аллен: «Нас осталось не так уж много, да и впереди у нас не вечность. Так давайте сажать семена настоящей дружбы, развивать и лелеять ее, чтобы она процветала. Таким образом, мы еще сможем внести свой вклад в достижение цели сделать мир безопасным, процветающим и счастливым для наших детей, внуков и будущих поколений».

Из архивов журнала «Арктический дозор» Суханов Геннадий Николаевич.